Третий способ лакировки

лакировкаЛаковая пленка, прочная и в то же время прозрачная, призвана прежде всего защищать те предметы, которые ею покрывают. Но нередко пленка играет и  декоративную роль. Лаковыми поверхностями поблескивают произведения искусства и радиодетали, музыкальные инструменты и мебель, детские игрушки и  медицинские пилюли. Лаки применяют очень широко — и в заводских цехах и в домашнем хозяйстве. 

 
Напомним, в чем суть способа нанесения лаковых пленок, который сейчас чаще всего используется: смолу —синтетическую или природную — разводят в растворителях; полученный раствор и есть то, что мы именуем лаком. Его наносят на поверхность предметов. Когда растворитель испаряется, на изделии  остается тонкий слой смолы, равномерно распределившийся по поверхности и заполнивший углубления, щели и прочее. 
 
В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке известен другой способ лакировки. Раствор там готовит не человек, а природа. Лаком служит сок лакового дерева (Rhus verniciflua) или его родичей, разновидность латекса. В Японии, Китае, Бирме, Вьетнаме, Индии с его помощью делают необыкновенно красивые вещи. 
 
Однако в Индии испокон веков применяют еще Один способ лакирования, который до сих пор так и называется индийским. Используют в этом случае тоже природную смолу, но животного происхождения, а именно шеллак. Вообще-то шеллак применяют повсеместно и известным нам способом, то есть разводя в  растворителе. Образовавшаяся после нанесения раствора пленка особенно тонка, прозрачна и эластична, поэтому шеллак считается одной из самых ценных смол. Химический состав ее сложен и расшифрован только в общих чертах. Известно, чтр шеллак состоит из сложных эфиров жирных оксикислот и сеск витерпеновых кислот с примесью эфиров жирных кислот низкого молекулярного веса. 
 
Шеллак вырабатывают личинки крошечных темно-красных насекомых, лаковые червецы. Человеку они известны очень давно. В древнеиндийских Ведах (II тысячелетие до нашей эры) описывается поведение насекомых и польза, которую они приносят. 
 
До наших дней дошли древние и средневековые индийские манускрипты, в которых детально излагалась технология добычи шеллака, способы его применения и даже приемы искусственного разведения лакового червеца. Лаковые червецы питаются соком растений. В Индии существует около 192 видов деревьев, лиан, кустарников, на которых обитают эти насекомые. 
Взрослые особи откладывают яйца, из которых затем появляются личинки. Для защиты от врагов и от холода они образуют вокруг своего мягкого тельца прочную корочку, лаковый домик. Поскольку живут личинки гигантскими колониями, то корочкой оказываются покрыты почти все побеги кустарника или дерева, облюбованного насекомыми. Из корочки после нескольких этапов Очистки индийцы и добывают шеллак. Причем очистка не так уж и сложна. Она заключается в механическом удалении из собранных лаковых домиков кусочков растений и промывки расплавленной смолы водой. Продукт, вырабатываемый насекомыми, служит источником не только лучшего в мире лака, но и красного пигмента. Кстати, именно этой краской индийские женщины рисуют круглое 
пятнышко на лбу.
 
Индийский способ лакировки заключается в том, что сначала из шеллака делают лаковые палочки «батти». Для этого в специальном сосуде, стоящем на тлеющих древесных угольях, расплавляют смолу до получения тягучей однородной массы. Затем к ней добавляют белый пигмент. Он служит цветовой основой: для изготовления палочек различных оттенков теперь нужно ввести разнообразные красители. Если же нужны белые батти, то смесь больше не подкрашивают. 
 
Для придания массе металлического блеска к ней подмешивают слюду, сусальное золото, порошки свинца или олова. Из полученной смеси палочки либо  вытягивают, либо делают с помощью заливки в формы и охлаждения. Обычно каждый ремесленник готовит батти только для себя, предпочитая хранить в секрете тонкости технологии. В продаже лаковых палочек не бывает. 
Изготовление лакового изделия начинается с токарных работ. Из мягкого светлого дерева (например, манго) на токарном станке вырезают заготовку. Потом ее вновь закрепляют и начинают вращать. Лаковую палочку прижимают к поверхности древесины и по мере вращения заготовки перемещают.
 
От трения  дерево разогревается и плавит лак: он тонким слоем покрывает поверхность заготовки. Из-под рук опытных мастеров выходят замечательные изделия. Если взяты, скажем, только белые батти, то готовая ваза похожа на фарфоровую. Третий способ лакировки выгодно отличается от первых двух тем, что  совершенно безвреден для здоровья художника, так как дело обходится без растворителей, обычно легко испаряющихся токсичных жидкостей. 
 
Особенно вредоносен сок лакового дерева: он  содержит урушиол — очень ядовитое вещество, быстро разрушающее живые ткани. Известны случаи, когда жители целых деревень, специализировавшихся на изготовлении знаменитых японских лаков, вымирали или же страдали неизлечимой, так называемой  лаковой болезнью. К сожалению, преимуществом индийского метода нет возможности широко пользоваться. У нас в стране пытались  акклиматизировать лакового червеца, но безрезультатно: климат ему не подошел, а разводить насекомое в теплицах вместе с излюбленными растениями оказалось слишком хлопотно и экономически невыгодно. Привозной же шеллак тоже обходится недешево, поэтому его используют там, где без этого уникального природного продукта не обойтись, например в радиотехнике, самолетостроении или для отделки особо ценных  музыкальных инструментов. 
 
Источник: Химия и Жизнь, 1980 (1).